Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение арбитражного суда Белгородской области от 26.01.2007 по делу № А08-7361/05
О признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Белгородской области.
(Извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 января 2007 г. по делу № А08-7361/05

(извлечение)

Арбитражный суд Белгородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО "РусАгро-Дружба" к Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 7 по Белгородской области о признании недействительным решения,

установил:

Закрытое акционерное общество "РусАгро-Дружба" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 21.07.2005 № 62 Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Белгородской области в части доначисления НДС в сумме 188000,3 руб., пени по НДС - 14910,97 руб., налога на прибыль - 24718 руб.
Решением от 28.09.2005 арбитражного суда Белгородской области заявленные требования удовлетворены.
Налоговым органом обжаловалось решение в части признания недействительным решения о доначислении НДС в сумме 188000,3 руб., пени по НДС - 14910,97 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2006 решение оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 30 августа 2006 г. решение от 28.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2006 арбитражного суда Белгородской области по делу № А08-7361/05-20 отменены с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении заявителем поддержаны заявленные требования со ссылкой на неправомерность доначисления НДО, т.к. субсидии выделены с целью частичного финансирования расходов на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, и что нормы налогового кодекса не содержат положений, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать НДС в данной ситуации. Указано также, что размер НДС, необоснованно предъявленного к возмещению, определен налоговым органом расчетным путем без ссылки на конкретные счета-фактуры, платежные документы.
Представитель налоговой инспекции указали на законность и обоснованность принятого решения, считая, что, т.к. затраты налогоплательщика по приобретению средств защиты впоследствии были компенсированы из бюджета, то предъявленный к вычету НДС должен быть восстановлен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд установил:
Как свидетельствуют материалы дела, Межрайонной ИФНС РФ № 7 по Белгородской области произведена выездная налоговая проверка ЗАО "РусАгро-Дружба" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период 2002 - 2004 г.г.
По результатам проверки составлен акт от 14.06.2005 № 48 и вынесено решение № 62 от 21.07.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением налогового органа налогоплательщику доначислены налоги, в том числе НДС в сумме 188000,8 руб. (за июнь, июль, октябрь 2002 г. - 139527,3 руб., за июнь 2003 г. - 34733 руб., за сентябрь 2004 г. - 13740,5 руб.), пени по НДС - 14910,97 руб. (л.д. 9, т. 1, л.д. 63, т. 3). Доначисление НДС произведено с учетом периодов, в которых произведен вычет НДС, согласно налоговым декларациям (л.д. 58 - 74, 128 - 133, т. 2, приложения 1, 2, 3 к делу).
Из акта проверки и оспариваемого решения налогового органа следует, что неуплата налога имела место в связи с неправомерным, по мнению налогового органа, применением налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС. Так налогоплательщиком приобретались минеральные удобрения, после чего предприятие возмещало сумму НДС, уплаченную поставщикам в стоимости товара. В связи с тем, что в последующем расходы предприятия по приобретению удобрений были компенсированы из федерального бюджета. Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком не понесены реальные затраты на приобретение удобрений, и он должен в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ восстановить суммы НДС после компенсации затрат налогоплательщика из федерального бюджета.
Заявитель оспаривает данный довод налоговой инспекции, указав, что субсидии предоставлены на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты без учета НДС.
Из представленных заявителем документов следует, что им были приобретены удобрения и средства защиты растений: в 2002 г. - на сумму 10471990,44 руб., в том числе 1745331,74 руб. - НДС, в 2003 г. - на сумму 9569883,38 руб., в том числе 1594980 руб. - НДС, в 2004 г. - на сумму 8776495,62 руб., в том числе 1338787 руб. - НДС, что получило отражение в книге покупок. Общая сумма НДС составила - 4679098,74 руб. Оплата продукции произведена за счет собственных средств, на приобретенную продукцию имеются договор, счета-фактуры, платежные поручения, копия главной книги (л.д. 1 - 13, 33 - 59, 88 - 110, т. приложения к делу № 1, 2, 3).
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, начисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 2 ст. 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право на налоговый вычет по НДС в виде сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
ЗАО "РусАгро-Дружба" предъявило в налоговую инспекцию дополнительные налоговые декларации по НДС по периодам в течение 2002 - 2004 г.г. к возмещению НДС в общей сумме 4679098,74 руб.
Впоследствии заявителю были выделены субсидии.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 69 "О предоставлении в 2002 году субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных программ и мероприятий в сельском хозяйстве" и приказом Министерства России от 01.02.2002 № 76 субсидии на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений выплачиваются непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям в форме компенсации части затрат на эти цели.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета в 2002 г. на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.2001 № 272, срок действия которого продлен.
Пунктом 2 порядка установлено, что финансирование субсидий осуществляет Минсельхоз России. Подпунктом "ж" пункта 7 данного порядка определено, что субсидии предоставляются на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений: на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями минеральных удобрений и химических средств защиты растений отечественного производства, а также на компенсацию части затрат на приобретение ими на специализированных базах химических средств защиты растений, закупленных в централизованном порядке, по установленной ставке на одну тонну средств химизации (в ассортименте).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые, в том числе физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Пунктом 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ установлено, что совместно, за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, финансируются функциональные виды расходов, в том числе сельского хозяйства.
Как свидетельствуют материалы дела, из средств федерального бюджета обществом получены субсидии в 2002 г. - 837164 руб. (платежные поручения № 232 от 18.06.2002, № 256 от 09.07.2002, от 30.10.2002), в 2003 г. - 425400 руб. (платежные поручения № 82 от 30.04.2003 г., № 135 от 27.06.2003), в 2004 г. - 90000 руб. (платежное поручение № 252 от 28.09.2006) - компенсации части затрат на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, что подтверждается платежными поручениями, реестром получателей субсидий (л.д. 91 - 96, т. 2, 64 - 73, т. 3).
Общая сумма полученных субсидий составила 1352564 руб., стоимость оплаченной продукции - 28818369,44 руб., согласно справкам-расчетам (л.д. 14 - 19, 23 - 24, т.1).
Правомерность получения субсидий и их целевое использование налоговой инспекцией не оспаривается.
Довод налоговой инспекции о том, что налогоплательщик обязан был, в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ, восстановить суммы НДС, предъявленные к налоговым вычетам в 2002 - 2004 г.г., так впоследствии затраты были компенсированы в виде субсидий, не может быть принят, т.к. доказательства того, что НДС возмещен налогоплательщику в сумме дотаций из бюджета, не представлены.
Из п. 3 ст. 170 НК РФ следует, что суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет только в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в п. 2 данной статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. Пункт 2 ст. 170 НК РФ предусматривает, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях: 1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения); 2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; 3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога; 4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
Указанные нормы не содержат положений, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать НДС, в случае получения им впоследствии субсидий или дотаций.
Как указано выше, общество закупало у поставщиков удобрения, производя оплату за приобретенный товар за счет собственных средств, что не оспаривается налоговой инспекцией.
Возмещение расходов на приобретение удобрений производилось бюджетом уже после того, как удобрения были приобретены и налогоплательщиком произведен налоговый вычет, что также не оспаривается налоговым органом.
Более того, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, налоговой инспекцией произведено доначисление НДС, определенного расчетным путем (л.д. 63, т.3).
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которое приняло акт, решение.
Поскольку налоговой орган не доказал отсутствие у налогоплательщика прав на возмещение НДС по ст. ст. 171, 172 НК РФ, и, что НДС возмещен налогоплательщику в сумме дотаций из бюджета, доначисление предприятию 188000,8 руб. НДС и 14910,97 руб. пени начисленной за несвоевременную уплату названной суммы НДС, не соответствует закону.
При изложенных обстоятельствах, заявление подлежит удовлетворению.
Уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
В заседании объявлялся перерыв с 12 по 19 января 2007 г.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

Заявление удовлетворить.
Решение Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 7 по Белгородской области № 62 от 21.07.2005, проверенное на соответствие главе 21 Налогового кодекса РФ, признать недействительным в части доначисления ЗАО "РусАгро-Дружба" 188000 руб. 30 коп. НДС за период 2002 - 2004 г.г. и 14910 руб. 97 коп. пени за несвоевременную уплату НДС.
Выдать ЗАО "РусАгро-Дружба" справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru