| |
Решение арбитражного суда Белгородской области от 25.11.2005 по делу № А08-6631/05
О признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду.
(Извлечение)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2005 г. по делу № А08-6631/05
(извлечение)
Арбитражный суд Белгородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Пуск" к Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду о признании недействительным решения № 115 от 24.06.2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Пуск" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду о признании недействительными решения № 115 от 24.06.2005.
В заседании представитель заявителя требования поддержал, указав на неправомерность доначислению налога на имущество в сумме 641393 руб. и привлечения к налоговой ответственности, т.к. жилые дома не являются собственностью заявителя, квартиры и нежилые помещения в этих домах зарегистрированы на праве собственности за физическими и юридическими лицами. Указано, что жилые дома поставлены на баланс общества формально во исполнение постановлений главы администрации г. Белгорода, о передаче, согласно постановлению, для обслуживания. В настоящее время согласно приказу руководителя жилые дома сняты с баланса и в налоговую инспекцию представлена уточненная декларация по налогу на имущество.
Представитель налоговой инспекции считает, что требования не подлежат удовлетворению, т.к. заявителем необоснованно применена льгота по налогу на имущество, т.к. объекты жилищного фонд находятся на балансе общества, а общество не финансируется за счет средств бюджета на содержание объектов жилищного фонда.
Изучив материалы дела, заслушав присутствующих, суд установил:
ОАО "Пуск" 29 марта 2005 г. представило налоговую декларацию по налогу на имущество за 2004 г., согласно которой среднегодовая (средняя) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период указана 31331073 руб. (раздел 2, строка 140 декларации), в том числе среднегодовая стоимость (средняя) стоимость необлагаемого налогом имущества за налоговый (отчетный) период - 29154189 руб. (раздел 2, строка 150 декларации), в связи с чем сумма налога на имущество за налоговый период составила 47891 руб.
По результатам камеральной проверки представленной обществом декларации по налогу на имущество организаций и документов Инспекция приняла решение от 24.06.2005 № 115, согласно которому обществу доначислено 641393 руб. налога на имущество организаций за 2004 г., пени по налогу в сумме 22062 руб. 84 коп. и общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 128247 руб. Согласно решению налогоплательщику вменяется занижение базы облагаемой налогом на имущество, в связи с неправомерным использованием льготы, предусмотренной пунктом 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, общество необоснованно исключило из числа объектов налогообложения стоимость находящихся на его балансе объектов жилищного фонда.
Общество не согласно с данным решением налоговой инспекции, т.к. жилые дома не являются собственностью Общества.
Из решения налоговой инспекции не усматривается, по какому жилому фонду (месторасположение) заявителем неправомерно применены льготы, однако им не оспаривается утверждение заявителя, что это касается домов, расположенных по ул. Нагорной № 23 и № 25, по ул. Октябрьской № 52.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, которые предусмотрены налоговым законодательством.
Пунктом 1 статьи 21 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 6 статьи 381 НК РФ налогоплательщик вправе исключить из среднегодовой стоимости имущества организации объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Общество, не оспаривая отсутствие оснований применения льготы по п. 6 ст. 381 НК РФ, указывает на отсутствие обязанности по уплате налога на имущество, т.к. жилые дома по названным улицам не относятся к основным средствам, поэтому не могут являться объектом обложения налогом на имущество.
Согласно ст. 373 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; использование в течение длительного времени; организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; способность приносить организации экономические выгоды в будущем.
Жилой фонд к таким объектам не относится.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ жилые дома относятся к объектам недвижимости, права собственности на которые подлежат государственной регистрации в ЕГР по правилам, установленным Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество является собственником жилых домов, которые используются им в качестве объекта основных средств.
Кроме того, сам по себе факт постановки жилого фонда на баланс, без учета установленного порядка, не может служить доказательством безусловного возникновения обязанности по уплате налога на имущество. Согласно ст. 374 НК РФ организация должна обладать вещным правом на имущество, находящееся на балансе. Как свидетельствуют материалы дела и утверждается налогоплательщиком Общество таким правом не обладает, поскольку ни одно из правомочий собственника (владение, пользование, распоряжение) или право доверительного управления не было передано ему собственниками жилого фонда. Доказательства обратного налоговым органом не представлено.
Как свидетельствуют материалы дела, Общество являлось застройщиком жилых домов (секций) по ул. Нагорной № 23, № 25 и ул. Октябрьской № 52 г. Белгорода, квартиры в которых согласно договорам долевого строительства и согласно распределительным ведомостям, утвержденным постановлениями главы администрации г. Белгорода, переданы конкретным физическим лицам и юридическим лицам - собственникам соответствующей доли в доме, и которые являются плательщиками налога на имущество.
Кроме того, заявителем представлен договор, заключенный с ООО "Жилищно-эксплутационное управление - Нагорное", на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда и придомовых территорий по ул. Нагорной № 23, № 25 и по ул. Октябрьской № 52 и платежные поручения, свидетельствующие о финансировании за счет местного бюджета убытков ЖКХ.
В силу изложенного, ОАО "Пуск" не может являться плательщиком налога на это же имущество, что привело бы к двойному налогообложению.
Учитывая ошибочность постановки жилого фонда на баланс, Обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2004 г., уточненный баланс, свидетельствующий о снятии с баланса жилого фонда.
Вышеизложенное свидетельствует, что ОАО "Пуск" не может быть плательщиком налога на имущество с учетом стоящего на балансе жилого фонда, поэтому доначисление по материалам камеральной проверки налога на имущество за 2004 г. с учетом жилого фонда неправомерно.
При изложенных обстоятельствах, заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление удовлетворить.
Решение Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду № 115 от 24.06.2005, проверенное на соответствие Главе 30 Налогового Кодекса РФ, о привлечении к налоговой ответственности Открытого акционерного общества "Пуск", признать недействительным.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Пуск" из федерального бюджета 20000 руб. госпошлины.
Справку выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|