Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение арбитражного суда Белгородской области от 20.05.2005 по делу № А08-441/05
О признании недействительными ненормативных правовых актов Белгородской таможни.
(Извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2005 г. по делу № А08-441/05

(извлечение)

Арбитражный суд Белгородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Ржевский сахарник" к Белгородской таможне о признании ненормативных правовых актов недействительными,

установил:

ОАО "Ржевский сахарник" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными требования Белгородской таможни от 27.12.2004 № 79, инкассового поручения № 7 от 24.01.2005, акта специальной таможенной ревизии № 101011000/301104/00084 от 30.11.2004.
Дополнив заявленные требования (т. л.д.), заявитель также просит суд признать недействительным решение Белгородской таможни о взыскании таможенных платежей № 1 от 24.01.2005.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Белгородская таможня в судебном заседании заявленные требования не признала, считая оспариваемые ненормативные правовые акты законными и обоснованными. По мнению таможни, акт таможенной ревизии не является ненормативным актом, который может быть признан судом недействительным.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:
Как видно из материалов дела, Белгородской таможней на основании решения руководителя от 01.10.2004 проведена специальная таможенная ревизия ОАО "Ржевский сахарник" за период с 01.07.2004 по 30.11.2004.
По результатам ревизии составлен акт № 10101000/301104/00084 от 30.11.04.
В ходе ревизии таможенным органом установлен факт неуплаты таможенных платежей в сумме 143890787,05 руб. в результате того, что на таможенную территорию РФ ввезено 198 цистерн сахарного сиропа без производства таможенного оформления (без уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов).
Отправителем и производителем сахарного сиропа является ИП "Брестский завод виноградных вин "Шардо" Республика Беларусь. Грузополучателем сиропа являлся ОАО "Ржевский сахарник".
Сахарный сироп приобретен у Белорусского предприятия российским предприятием ООО "Инфотех". На основании договора № 155/С от 12.08.2004 ООО "Инфотех" поставило заявителю для промышленной переработки 198 цистерн сахарного сиропа. Из поставленной партии товара 78 цистерн сахарного сиропа приобретено и переработано для собственных нужд ОАО "Ржевский сахарник" на основании договоров купли-продажи от 17.08.2004 № 20 и от 16.09.2004 № 27 (т. л.д.).
Ввиду того, что 198 цистерн сахарного сиропа ввезены на территорию РФ без уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов в адрес ООО "Инфотех" Белгородской таможней направлено требование № 67 от 06.12.2004 об уплате в срок до 25.12.2004 6385356,39 руб. пени и 143898776,90 руб., в т.ч. 106720979,69 руб. ввозной таможенной пошлины, 37029300,92 руб. НДС, 148496,29 руб. таможенных сборов.
Решением арбитражного суда Белгородской области от 01.04.2005 по делу № А08-16905/04-20 (т. л.д.) ООО "Инфотех" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным требования Белгородской таможни № 67 от 06.12.2004 об уплате таможенных платежей за ввоз на территорию РФ 198 цистерн сахарного сиропа.
По мнению Белгородской таможни, помимо ООО "Инфотех" обязанность по уплате таможенных платежей должна быть возложена одновременно и на ОАО "Ржевский сахарник", как на покупателя 78 цистерн из поставленных 198 цистерн.
Белгородской таможней в адрес заявителя направлено требование № 79 от 27.12.2004 об уплате в срок до 21.01.2005 3052235,71 руб. пени и 56096076,78 руб. налогов и сборов, в т.ч. 41589356,64 руб. ввозной таможенной пошлины, 14448698,30 руб. НДС, 58021,84 руб. таможенных сборов.
В связи с неисполнением ОАО "Ржевский сахарник" требования № 79 от 27.12.2004 Белгородской таможней вынесено решение № 1 от 24.01.2005 о взыскании таможенных платежей в бесспорном порядке со счетов предприятия в банках (т. л.д.). На основании решения № 1 от 24.01.2005 к расчетному счету заявителя в Сбербанке РФ Белгородской таможней выставлено инкассовое поручение № 7 от 24.01.2005 (т. л.д.) о списании со счета 59770923,03 руб.
Статьей 11 ТК РФ определено, что выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
Согласно ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
В силу ст. 16 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, несет российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена. При этом таможенные операции - это отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (ст. 11 ТК РФ)
В силу п. 4 ст. 320 ТК РФ при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.
Незаконным перемещением товаров через таможенную границу является совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ товаров с нарушением порядка, установленного ТК РФ (ст. 11 ТК РФ).
Из положений ст. 320 ТК РФ следует, что ответственность за уплату таможенных платежей может быть возложена на ОАО "Ржевский сахарник", как приобретателя 78 цистерн сахарного сиропа только в том случае, если таможенным органом надлежащим образом и в установленном порядке подтверждено, что заявитель знал или должен был знать (это очевидно вытекало из документов, переданных ему вместе с товаром) о незаконности ввоза сахарного сиропа.
В качестве обоснования своей позиции таможенный орган указывает на то, что ОАО "Ржевский сахарник" знало или должно было знать о незаконности ввоза сахарного сиропа, т.к. получение товара заявителем должно было быть произведено после предоставления продавцом (ООО "Инфотех") соответствующих документов, выданных таможенными органами РФ, свидетельствующих о таможенном оформлении товара. ОАО "Ржевский сахарник" имело возможность обратиться за консультацией в таможенный орган или запросить необходимые данные у производителя товара ИП "Брестский завод виноградных вин "Шардо" (т. л.д.).
Указанные доводы Белгородской таможни не могут быть приняты судом.
Получаемый ОАО "Ржевский сахарник" сахарный сироп сопровождался сертификатами о происхождении товара формы СТ-1, из содержания которых следовало, что сахарный сироп полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории Республики Беларусь.
Согласно Правилам определения страны происхождения товаров (утверждены Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000) и Письма ГТК РФ от 25.05.2001 № 07-14/20685 сертификат о происхождении товара формы СТ-1 является именно тем документом, который подтверждает происхождение товара.
В соответствии с указом Президента РФ № 525 от 25.05.1995, Постановлением Правительства РФ № 583 от 23.06.1995 на границе РФ с Республикой Беларусь отменен таможенный контроль в отношении товаров, происходящих из РФ или Республики Беларусь.
Таким образом, в момент приобретения сахарного сиропа ОАО "Ржевский сахарник" располагало данными о том, что приобретаемый предприятием товар произведен или подвергнут достаточной переработке на территории Республики Беларусь.
Как следует из объяснений представителей таможенного органа и содержания решения № 53-16/8 от 28.01.2005 Центрального Таможенного Управления по жалобе ОАО "Ржевский сахарник" на действия Белгородской таможни (т. л.д.), таможенному органу только в октябре 2004 г. стало известно о том, что ИП "Брестский завод виноградных вин "Шардо" изготовило сахарный сироп, поставленный ОАО "Ржевский сахарник", из сахара белого, полученного из Англии и США. Данный факт стал известен таможне из письма организации, выдавшей сертификаты СТ-1 от 18.10.04 № 02.12/1-170/1044.
Вместе с тем, сахарный сироп был поставлен ОАО "Ржевский сахарник" в августе и сентябре 2004 г.
Согласно п. 16 Правил определения страны происхождения товаров (утверждены Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000) таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат СТ-1, с просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения.
ОАО "Ржевский сахарник" не наделено правом запрашивать у уполномоченного органа Республики Беларусь информацию, связанную с уточнением оснований выдачи сертификатов СТ-1.
В связи с изложенным, Белгородской таможней не представлено доказательств того, что ОАО "Ржевский сахарник" знало или должно было знать в момент приобретения сахарного сиропа о незаконности ввоза названного товара на территорию РФ.
При изложенных обстоятельствах Белгородской таможней ответственность за уплату таможенных платежей возложена на ОАО "Ржевский сахарник" в нарушение положений ст. 320 ТК РФ.
Из содержания акта специальной таможенной ревизии ОАО "Ржевский сахарник" от 30.11.2004 № 10101000/301104/00084 следует, что по результатам таможенной ревизии предлагаются действия по взысканию неуплаченных таможенных платежей совершить в соответствии с ТК РФ, действия по выявленным признакам административного правонарушения совершить в соответствии с КоАП РФ. Кроме того, ОАО "Ржевский сахарник" предложено добровольно уплатить суммы таможенных платежей.
Акт специальной таможенной ревизии не утверждается и не подписывается руководителем Белгородской таможни, в связи с чем не может быть признан ненормативным правовым актом государственного органа.
Действия сотрудников таможни по составлению акта ревизии лишены властного содержания и сами по себе не могут служить основанием для изменения или прекращения прав заявителя.
В силу ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом государственного органа или органа местного самоуправления, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Оспариваемый акт специальной таможенной ревизии от 30.11.2004 не являются ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в судебном порядке.
При изложенных обстоятельствах заявление в части признания недействительными требования Белгородской таможни № 79, решения № 1 об обращении взыскания на денежные средства предприятия и инкассового поручения № 7 подлежит удовлетворению. Дело в части признания недействительным акта специальной таможенной ревизии подлежит прекращению (пункт 1 части 1 ст. 150 АПК РФ).
Уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 150 АПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительными требование Белгородской таможни № 79 от 27.12.2004 об уплате ОАО "Ржевский сахарник" таможенных платежей, решение Белгородской таможни о взыскании таможенных платежей № 1 от 24.01.2005, инкассовое поручение № 7 от 24.01.2005 о бесспорном списании таможенных платежей со счета ОАО "Ржевский сахарник", как несоответствующие п. 4 ст. 320 Таможенного кодекса РФ.
Производство по делу в части признания недействительным акта специальной таможенной ревизии ОАО "Ржевский сахарник" № 10101000/301104/00084 от 30.11.2004 прекратить.
Выдать ОАО "Ржевский сахарник" справку на возврат из федерального бюджета 6000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru