Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение арбитражного суда Белгородской области от 20.05.2004 по делу № А08-1992/04
О признании решения ИМНС РФ по г. Белгороду, а также требования налогового органа об уплате налога, пени, незаконными.
(Извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. по делу № А08-1992/04

(извлечение)

Арбитражный суд Белгородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Белгородснаб" к ИМНС РФ по г. Белгороду о признании решения государственного органа незаконным,

установил:

ООО "Белгородснаб" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения ИМНС РФ по г. Белгороду от 17.02.2003 № 65, а также требования налогового органа № 1503 от 17.02.2004 об уплате налога, пени незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Ответчик требования заявителя не признает, по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление, считает, что оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, суд приходит к следующему.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на землю за 2003 год, налоговым органом принято решение от 17.02.2004 № 65 о доначислении ОАО "Белгородагроснаб" налога на землю в размере 146122 рубля, пени 7114 рублей. Вынесено требование № 1503 от 17.02.2004 об уплате налога, пени в указанном размере.
Основанием для принятия решения налоговым органом явилось решение Белгородского городского Совета депутатов от 18.03.2003 № 355 "О внесении изменений и дополнений в решение городского Совета депутатов от 16.04.2002 № 252 "О порядке исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы).
Заявитель не согласен с решением налогового органа, поскольку считает, что решение Белгородского городского Совета депутатов от 18.03.2003 № 355 относится к актам законодательства о налогах и должно применяться с учетом п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть с 01.01.2004 соответственно, доначисление налога на землю, пени с момента официального опубликования Решения от 18.03.2003 № 355 до окончания налогового периода считает незаконным.
Решением городского Совета депутатов от 16.04.2002 № 252 "О порядке исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" установлены ставки земельного налога, порядок исчисления и сроки уплаты налога, а также определены границы экономических зон.
Решением городского Совета депутатов от 16.04.2002 № 252, заявитель отнесен к экономической зоне № 3.
Коэффициент, применяемый в указанной зоне, для расчета ставки земельного налога, составляет 1,08 (дифференцированная ставка) от средней ставки земельного налога в г. Белгороде.
Как следует из решения Белгородского городского Совета депутатов от 18.03.2003 № 355, с 28.03.2003 внесены изменения в перечень экономических зон (с указанием их границ). Пунктом 21 Решения Белгородского городского Совета депутатов от 18.03.2003 № 355 указано, что оно вступает в силу с момента его официального опубликования.
Решение официально опубликовано в газете "Наш Белгород" 28.03.2003.
Согласно принятым изменениям, земельный участок, на котором расположено ОАО "Белгородагроснаб" отнесен к экономической зоне № 1, что влечет за собой при расчете дифференцированной ставки земельного налога коэффициента 1,31, при этом ставка земельного налога составляет 14,81 руб./кв. м.
Экономические зоны применяются при расчете дифференцированной ставки земельного налога для уплаты налога на землю.
В соответствии с налоговой декларацией заявителя земельный налог за 2003 г. составил 912859 руб. из расчета:
74800 кв. м х 12,20 руб./кв. м, (11,30 руб./кв. м х 1,08),
где:
11,30 - руб./кв. м средняя ставка земельного налога в г. Белгороде;
1,08 - коэффициент дифференцированной ставки земельного налога по экономической зоне № 3.
74800 кв. м - площадь земельного участка.
Земельный налог в указанном размере уплачен в установленном законом порядке, что ответчик не оспаривает.
На основании решения Белгородского городского Совета депутатов от 18.03.2003 № 355, с момента официального опубликования, налоговым органом доначислен налог на землю исходя из отнесения заявителя к экономической зоне № 1, что влечет за собой применения ставки земельного налога в размере 14,81 руб./кв. м, из расчета:
74800 кв. м х 12,20 руб./кв. м/12 месяцев х 3 месяца. Что составляет 228140 рублей.
74800 кв. м х 14,81 руб./кв. м/12 месяцев х 9 месяцев. Что составляет 830841 рубль, где:
11,30 руб./кв. м средняя ставка земельного налога в г. Белгороде;
1,31 - коэффициент дифференцированной ставки земельного налога по экономической зоне № 1;
3 месяца - (январь - март), применяемая ставка налога 12,20 руб./кв. м (11,30 руб./кв. м х 1,08);
9 месяцев (апрель-декабрь), - применяемая ставка налога 14,81 руб./кв. м (11,30 руб./кв. м х 1,31). Разница, по мнению налогового органа, с учетом уплаты налога составляет 146122 руб.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, ст. 2 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 1 НК РФ нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п. 4 ст. 12 НК РФ местными признаются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Земельный налог относится к местным налогам, ст. 15 НК РФ. Таким образом, на акт законодательства о налогах, принимаемый представительными органами местного самоуправления, распространяется порядок введения закона в действие установленный Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.
Решение Белгородского городского Совета депутатов от 18.03.2003 № 355, является решением, вносящим изменения в порядок исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы). Поскольку вносит изменения в круг налогоплательщиков, в том числе заявителя, путем отнесения их к различным зонам градостроительной ценности (экономические зоны), тем самым в возникших спорных правоотношениях повышает налоговую ставку, ухудшая положение налогоплательщика.
Зона градостроительной ценности определяет коэффициент дифференциации ставки земельного налога. Коэффициент дифференциации ставки применяется при расчете суммы земельного налога, то есть решение № 355 определяет ставку налога в отношении круга налогоплательщиков, что является необходимым элементом налогообложения, порядка исчисления и уплаты налога на землю.
Решение № 355 вносит изменения в решение № 252, где определен срок уплаты налога.
Пунктом 5 статьи 3 НК РФ установлено, что местные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Следовательно, решение Белгородского городского Совета депутатов от 18.03.2003 № 355 "О внесении изменений и дополнений в решение городского Совета депутатов от 16.04.2002 № 252 "О порядке исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы) имеет все признаки акта законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Действующим законодательством по налогу на землю определен налоговый период, который составляет календарный год.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 установлено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна применяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.
Иных налоговых периодов как календарный год, решение Белгородского городского Совета депутатов от 18.03.2003 № 355 "О внесении изменений и дополнений в решение городского Совета депутатов от 16.04.2002 № 252 "О порядке исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы) не устанавливает.
Кроме того, руководствуясь Земельным и Налоговым кодексами РФ, Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1, Белгородский городской Совет депутатов решением от 14.11.2003 № 423 "О порядке исчисления и земельных платежей" отменил свои решения от 16.04.2002 № 252, от 18.03.2003 № 355, изложив перечень экономических зон г. Белгорода в редакции решения от 18.03.2003 № 355, и установил, что оно вступает в силу с 01.01.2004.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что налоговым органом неправомерно доначислена разница налога на землю за период с апреля по декабрь 2003 в размере 146122 рубля, пени 7114 рублей. Поскольку применение нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, имеющего установленные признаки законодательства о налогах и сборах, должно быть не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на землю и не ранее по истечении месяца со дня официального опубликования. То есть с 01.01.2004.
Оспариваемое требование № 1503 от 17.02.2004 об уплате налога, пени также подлежит признанию недействительным по следующим основаниям:
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размеру пени, исчисленной на момент направления требования, сроки уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога.
Из положений ст. 75 НК РФ следует, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, определяется в процентах и подлежит уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть неуплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Следовательно, в требовании об уплате налогов и пеней должны быть указаны суммы недоимки по налогам, установленные законом сроки их уплаты, пени в случае неисполнения уплаты налога, а также период, за который начисляются пени.
В оспариваемом требовании содержится неполный объем обязательных сведений в соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ.
Отсутствуют данные за какой период произведено начисление пени, ставка пени, основания взимания налога, пени.
В графе "установленный срок уплаты налога" не определен установленный законом срок наступления обязанности налогоплательщика по уплате налога.
Требования налогового органа об уплате налога и пени является актом индивидуального регулирования, а не уведомлением, носящим информационный характер, должно соответствовать требованиям п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ и содержать необходимые сведения, позволяющие установить основания образования и выявления недоимки по налогам, их взимания, а также размер недоимки, по каждому сроку уплаты конкретных налогов.
Как указано в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ", требование об уплате налога представляет процесс досудебного урегулирования спора. Отсутствие в требовании указаний на основание возникновения недоимки, дату, с которой начинается начисление пени, и ставку пени, установленный срок уплаты, не позволяет сделать вывод, что досудебное урегулирование в порядке, предусмотренном ст. 69 НК РФ, осуществлено.
При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
При подаче заявления ОАО "Белгородснаб" уплачена госпошлина в размере 1000 рублей. Расходы по госпошлине возложить на ответчика. Ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования ОАО "Белгородснаб" удовлетворить.
Признать незаконным решение ИМНС РФ по г. Белгороду от 17.02.2003 № 65 с предложением ОАО "Белгородснаб" перечислить сумму земельного налога в размере 146122 рубля, пени 7114 рублей.
Признать незаконным требование ИМНС РФ по г. Белгороду № 1503 от 17.02.2004 об уплате налога.
Определение суда о принятии обеспечительных мер от 03.03.2004 отменить. Решение может быть обжаловано в установленном законном порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru