
|  |
"Устав города Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области" от 26.06.1997
(с изменениями и дополнениями от 29.10.1998 № 64, от 23.12.1999 № 3)
(ред. от 26.06.2003)
(принят Советом депутатов города Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области 26.06.1997)
(Зарегистрировано в Управлении юстиции администрации Белгородской области 09.01.1998)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.
Утратил силу с 14 января 2006 года в связи с принятием Устава муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" Белгородской области от 15.12.2005.
------------------------------------------------------------------
Изменения, внесенные решением Старооскольского территориального Совета депутатов от 26.06.2003 № 155, вступают в силу со дня официального опубликования факта государственной регистрации изменений и дополнений в Устав.
Зарегистрировано в Управлении юстиции администрации Белгородской области 9 января 1998 г.
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
УСТАВ
ГОРОДА СТАРЫЙ ОСКОЛ
И СТАРООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 26 июня 1997 года
Принят
сессией территориального
Совета депутатов
26 июня 1997 года
(в ред. решений территориального Совета депутатов
г. Старый Оскол и Старооскольского района
от 29.10.1998 № 64, от 23.12.1999 № 3,
14.02.2002 № 94, от 20.06.2002 № 106,
от 26.06.2003 № 155)
Территориальный Совет депутатов города Старый Оскол и Старооскольского района, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, основываясь на исторических и культурных традициях населения города Старый Оскол и Старооскольского района, в целях закрепления правового статуса города и района, создания правовой основы для их всестороннего развития и обеспечения прав гражданина и человека, принимает настоящий Устав города Старый Оскол и Старооскольского района.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Статус города и района
Город Старый Оскол и Старооскольский район входят в состав Белгородской области, являются муниципальным образованием, имеют муниципальную собственность, и выборные органы местного самоуправления.
Статья 2. Административно-территориальное деление
1. Административным центром территории является город Старый Оскол, основанный в 1593 году.
Глава местного самоуправления города и района, территориальный Совет депутатов размещаются по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, улица Ленина, 46/17.
2. В состав территории города и района входят административно-территориальные единицы, включающие следующие населенные пункты:
Архангельский сельский округ:
- село Архангельское
Владимировский сельский округ:
- село Владимировка
- село Боровая
- хутор Высокий
- село Новоалександровка
Городищенский сельский округ:
- село Городище
- поселок Петровский
Дмитриевский сельский округ:
- село Дмитриевка
- поселок Малый Присынок
- село Чужиково
Долгополянский сельский округ:
- село Долгая Поляна
- село Великий Перевоз
- село Верхне-Чуфичево
- село Верхне-Атаманское
- село Котеневка
- село Монаково
- село Нижне-Чуфичево
- хутор Новая Деревня
- село Окольное
- село Прокудино
- село Шмарное
Знаменский сельский округ:
- село Знаменка
- село Новониколаевка
- хутор Рекуновка
- село Сергеевка
Казачанский сельский округ:
- село Казачок
- село Голофеевка
- село Ивановка
- село Николаевка
- село Приосколье
Котовский сельский округ:
- село Котово
- хутор Ильины
- село Терехово
- хутор Чумаки
Крутовский сельский округ:
- село Крутое
- хутор Глушковка
- хутор Змеевка
- село Нагольное
Лапыгинский сельский округ:
- село Лапыгино
- село Бочаровка
- село Курское
- село Новокладовое
Незнамовский сельский округ:
- село Незнамово
- село Анпиловка
- село Воротниково
Озерский сельский округ:
- село Озерки
- село Выползово
- село Хорошилово
- село Черниково
Обуховский сельский округ:
- село Обуховка
- село Бабанинка
- село Готовье
- село Новиково
- хутор Песочный
- хутор Сумароков
Песчанский сельский округ:
- село Песчанка
- село Николаевка
- село Новоселовка
Потуданский сельский округ:
- село Потудань
- поселок Логвиновка
- поселок Пасечный
- поселок Первомайский
Роговатовский сельский округ:
- село Роговатое
- хутор Менжулюк
- село Преображенка
Солдатский сельский округ:
- село Солдатское
- село Терновое
Сорокинский сельский округ:
- село Сорокино
- хутор Игнатовка
- село Нижнеатаманское
Федосеевский сельский округ:
- село Федосеевка
- село Каплино
- хутор Липяги
- поселок Набокино
Шаталовский сельский округ:
- село Шаталовка
- хутор Гриневка
- село Луганка
- хутор Плота
(в ред. решения территориального Совета депутатов г. Старый
Оскол и Старооскольского района от 14.02.2002 № 94)
3. Граница территории города и района установлена Генеральным планом, утвержденным в 1956 году. План границ района является приложением к настоящему Уставу. Территория города и района граничит с Красненским, Чернянским, Губкинским районами Белгородской области, Курской, Воронежской областями.
Площадь территории города и района составляет 1693,45 квадратного километра.
Статья 3. Установление и изменение границ муниципального образования
1. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление изменения их границ и наименований определяется с учетом исторических и иных местных традиций в соответствии с законами области.
2. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения его населения, выраженного им непосредственно путем референдума или решением территориального Совета депутатов, и производится в соответствии с законом области.
Статья 4. Население города и района
Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории города Старый Оскол и Старооскольского района, составляют его население.
Статья 5. Герб города и района
1. Город и район вправе иметь свой герб, отражающий исторические, культурные традиции. Изображение герба, его описание и статус являются приложением к настоящему Уставу.
Глава II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДА СТАРЫЙ ОСКОЛ И СТАРООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА
Статья 6. Местное самоуправление города и района
1. Местное самоуправление города и района - это система организации и деятельности населения для решения вопросов местного значения, которая осуществляется самостоятельно и под свою ответственность, исходя из интересов населения района, его исторических, культурных и иных традиций.
2. Местное самоуправление в границах города и района осуществляется населением посредством референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления граждан, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления города и района не входят в систему органов государственной власти.
Статья 7. Предметы ведения местного самоуправления города и района
Предметами ведения местного самоуправления города и района являются следующие вопросы:
1. Принятие и изменение Устава города и района, контроль за его соблюдением.
2. Обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.
3. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
4. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета города и района, установление и отмена местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.
5. Комплексное социально-экономическое развитие города и района.
6. Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
7. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего образования.
8. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения города и района.
9. Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
10. Регулирование планировки и застройки территории города и района.
11. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр, для строительства подземных сооружений местного значения.
12. Осуществление контроля за использованием земель на территории города и района.
13. Организация, контроль и ведение муниципального строительства.
14. Организация, содержание и развитие муниципальных систем энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализационной и дренажной систем.
15. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
16. Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
17. Благоустройство и озеленение территории района.
18. Организация утилизации и переработки бытовых отходов.
19. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
20. Организация и содержание муниципальных архивов.
21. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи.
22. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
23. Создание условий для деятельности учреждений культуры в районе.
24. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
25. Организация и содержание органов муниципальной статистики и информационной службы.
26. Создание условий для деятельности муниципальных средств массовой информации.
27. Создание условий для организации зрелищных мероприятий.
28. Создание условий для развития физической культуры и спорта.
29. Обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
30. Участие в охране окружающей среды и экологической безопасности на территории города и района.
31. Обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация муниципальной пожарной службы.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Российской Федерации и области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Статья 8. Гарантии местного самоуправления
1. Ограничение прав местного самоуправления города и района, установленных Конституцией Российской Федерации, Уставом Белгородской области, федеральным и областными законами и настоящим Уставом, запрещается.
2. Местному самоуправлению города и района гарантировано право:
- на судебную защиту;
- на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Белгородской области;
- устанавливать в соответствии с законом общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования.
3. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления города и района могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, опротестованы прокурором либо признаны недействительными по решению суда.
4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также решений органов и должностных лиц местного самоуправления города и района, влечет ответственность в соответствии с федеральным и областным законами.
5. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
Глава III. УЧАСТИЕ ЖИТЕЛЕЙ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Статья 9. Права граждан и осуществление местного самоуправления
Граждане РФ, обладающие избирательными правами и входящие в состав населения города и района, вправе:
а) участвовать в референдумах, опросах, собраниях, сходах граждан;
б) в установленном порядке выходить с инициативой о проведении референдума города и района;
в) направлять в органы местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления, в муниципальные учреждения и предприятия индивидуальные, коллективные, устные и письменные обращения;
г) создавать территориальное общественное самоуправление;
д) избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и на выборные должности в системе местного самоуправления;
е) осуществлять иные права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами и настоящим Уставом.
Глава IV. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН
Статья 10. Местный референдум
1. По вопросам местного значения в городе и районе может проводиться референдум. Решения, принятые на референдуме, обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления и гражданами, а также предприятиями, организациями, учреждениями независимо от организационно-правовых форм, расположенными на территории города и района. Они могут быть отменены только на другом референдуме города и района или судом.
2. Порядок назначения и проведения референдума определяется федеральными и областными законами.
Статья 11. Муниципальные выборы
Выборы депутатов территориального Совета депутатов города и района и выборных должностных лиц местного самоуправления города и района осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и проводятся в соответствии с законами области.
Статья 12. Народная правотворческая инициатива
Население города Старый Оскол и Старооскольского района имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные в органы местного самоуправления группой граждан, обладающих активным избирательным правом, числом не менее чем 200 избирателей, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию.
Статья 13. Обращения граждан в органы местного самоуправления
Граждане, постоянно проживающие или временно находящиеся на территории города и района, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к выборным должностным лицам местного самоуправления и получать ответы по существу обращений.
Статья 14. Собрания (сходы) граждан
Для решения вопросов местного значения могут созываться собрания, сходы граждан в городе и районе.
Собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей города и района, обладающих избирательным правом. Решение считается принятым, если за него проголосовало свыше 50% присутствующих.
Порядок созыва и проведения собраний, сходов граждан регулируется федеральными и областными законами.
Глава V. ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ПРАВО ГРАЖДАН ГОРОДА И РАЙОНА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
И ОТЗЫВЕ
Статья 15. Гарантии прав населения города и района на участие в выборах в органы местного самоуправления и референдуме, а также в голосовании по отзыву
Устав города Старый Оскол и Старооскольского района, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом (Основным законом) Белгородской области, Избирательным кодексом Белгородской области гарантирует населению города Старый Оскол и Старооскольского района право на демократические свободные выборы в территориальный Совет депутатов, главы местного самоуправления города и района и право на участие в референдуме, а также право на голосование, проводимое по отзыву главы местного самоуправления, депутатов территориального Совета депутатов города и района.
Статья 16. Принципы проведения выборов, референдума и отзыва
Граждане участвуют в выборах, референдуме, а также голосовании по отзыву в городе Старый Оскол и Старооскольском районе на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие в выборах является свободным и добровольным.
Выборы депутатов территориального Совета депутатов проводятся на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам, при выборах главы местного самоуправления территория города и района является одним округом.
Статья 17. Порядок организации и проведения выборов, референдума и отзыва
Порядок организации и проведения выборов, референдума и отзыва депутатов территориального Совета депутатов, главы местного самоуправления в городе Старый Оскол и Старооскольском районе определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательным кодексом Белгородской области.
Статья 18. Система избирательных комиссий, комиссий референдума, отзыва, образуемых на территории города и района
Подготовку и проведение выборов, референдумов, голосования по отзыву в городе Старый Оскол и Старооскольском районе осуществляет система избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва: территориальная избирательная комиссия, которая действует на постоянной основе, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
При подготовке и проведении выборов главы местного самоуправления, референдума города и района, территориальная избирательная комиссия действует как окружная избирательная комиссия, комиссия референдума.
Подготовка и проведение голосования по отзыву главы местного самоуправления, депутатов территориального Совета депутатов возлагается на соответствующие избирательные комиссии, образованные согласно нормам Избирательного кодекса Белгородской области.
Статья 19. Назначение даты выборов в органы местного самоуправления города и района, референдума, голосование по отзыву
Дату выборов депутатов территориального Совета депутатов, главы местного самоуправления, референдума города и района, проведения голосования по отзыву депутатов территориального Совета депутатов, главы местного самоуправления города и района назначает территориальный Совет депутатов.
(Глава дополнена. Решение территориального Совета депутатов г. Старый Оскол и Старооскольского района от 29.10.1998 № 64)
Глава VI. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 20. Территориальное общественное самоуправление
Под территориальным общественным самоуправлением в городе и районе понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселков, сельских округов, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Статья 21. Система территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно в местах своего проживания как через органы территориального общественного самоуправления, так и непосредственно.
Система территориального общественного самоуправления включает в себя: собрания (сходы) граждан, конференции жителей, опросы населения, иные формы прямого волеизъявления, органы территориального общественного самоуправления (Земские собрания, советы или комитеты микрорайонов, улиц и т.п.).
2. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей соответствующей администрацией и утверждаются территориальным Советом депутатов города и района.
Статья 22. Выборы в органы территориального общественного самоуправления
1. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы в органы территориального общественного самоуправления могут проводиться на собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства. Собрание (сход) или конференция жителей устанавливает срок полномочий органов территориального общественного самоуправления самостоятельно.
2. Территориальный Совет депутатов города и района устанавливает порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов территориального общественного самоуправления.
Статья 23. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления и их взаимоотношения с органами местного самоуправления
1. Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении, утвержденным территориальным Советом депутатов.
2. Органы местного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий.
4. Органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в работе органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
5. Органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами с момента их регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
Статья 24. Финансовая и экономическая деятельность органов общественного самоуправления
1. Органы территориального общественного самоуправления, как юридические лица, вправе вести самостоятельную хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством.
2. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им органами местного самоуправления.
Глава VII. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДА И РАЙОНА
Статья 25. Система местного самоуправления города и района
В систему местного самоуправления города и района входят:
1. Глава местного самоуправления.
2. Представительный орган местного самоуправления - территориальный Совет депутатов города Старый Оскол и Старооскольского района.
3. Исполнительный орган местного самоуправления - администрация города Старый Оскол и Старооскольского района.
Статья 26. Муниципальная служба
1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
2. Правовая регламентация муниципальной службы включает требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы. Управление муниципальной службой определяется федеральными и областными законами.
Статья 27. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением города и района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными и областными законами.
2. Полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления города и района могут быть прекращены досрочно по инициативе населения, органов государственной власти области на основании и в порядке, установленных областным законом.
Глава VIII. ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА И РАЙОНА
Статья 28. Должность главы местного самоуправления
1. Глава местного самоуправления является выборным должностным лицом и возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города и района.
2. Глава местного самоуправления избирается сроком на 4 года гражданами, проживающими на территории города и района и обладающими активным избирательным правом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и в порядке, установленном федеральными и областными законами.
3. Глава местного самоуправления города и района вступает в должность с момента принятия присяги:
Вступая в должность главы местного самоуправления города Старый Оскол и Старооскольского района торжественно клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы области, Устав города и района, уважать и защищать права человека и гражданина, верно служить народу, всемерно способствовать развитию города и района, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности главы местного самоуправления.
4. Присяга принимается в торжественной обстановке на расширенном заседании территориального Совета депутатов города и района, проводимом после регистрации и выдачи соответствующего удостоверения лицу, избранному на должность главы местного самоуправления города и района.
(Статья дополнена. - Решение территориального Совета депутатов г. Старый Оскол и Старооскольского района от 23.12.1999 № 3)
5. Глава местного самоуправления возглавляет администрацию города и района на принципах единоначалия, входит в состав территориального Совета депутатов, обладает в Совете правом совещательного голоса и правом вето.
(в ред. решения территориального Совета депутатов г. Старый
Оскол и Старооскольского района от 26.06.2003 № 155)
6. Если полномочия главы местного самоуправления прекращаются досрочно, территориальный Совет назначает новые выборы не позднее 1 месяца со дня прекращения этих полномочий.
7. В случае прекращения полномочий главы местного самоуправления менее чем за 1 год до окончания срока его полномочий, новые выборы не назначаются до окончания сроков полномочий, установленных для глав местного самоуправления. Обязанности главы местного самоуправления, как главы администрации города и района, исполняет 1-й заместитель главы администрации, а главы местного самоуправления в Совете исполняет секретарь территориального Совета.
Решение об этом принимает сессия территориального Совета.
Статья 29. Полномочия главы местного самоуправления
Глава местного самоуправления:
1. Председательствует на заседании территориального Совета, руководит работой администрации города и района.
2. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов местного самоуправления.
3. Представляет территориальный Совет и администрацию города и района в отношениях с населением, с предприятиями, учреждениями и организациями, с органами государственной власти, местного самоуправления, других муниципальных образований.
4. Открывает и закрывает расчетные и текущие счета администрации города и района в банках и является распорядителем средств по этим счетам.
(в ред. решения территориального Совета депутатов г. Старый
Оскол и Старооскольского района от 26.06.2003 № 155)
5. Подписывает правовые акты, принятые на сессии территориального Совета депутатов и правовые акты администрации города и района, организует контроль за исполнением правовых актов администрации.
(в ред. решения территориального Совета депутатов г. Старый
Оскол и Старооскольского района от 26.06.2003 № 155)
6. Организует разработку проекта бюджета и проектов программ и планов социально-экономического развития города и района и вносит их на рассмотрение и утверждение в территориальный Совет.
7. Осуществляет права пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
8. Заключает от имени города и района договоры и соглашения с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.
9. Осуществляет прием и увольнение руководителей муниципальных учреждений и организаций и администрации города и района.
10. Организует охрану общественного порядка в городе и районе.
11. Руководит гражданской обороной города и района и осуществляет защиту от чрезвычайных ситуаций.
12. Ведет прием населения, организует рассмотрение предложений и жалоб граждан, принятие по ним решений.
13. Представляет территориальному Совету депутатов ежегодные отчеты о деятельности администрации города и района и отчет об исполнении бюджета и внебюджетных фондов.
14. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законами области и настоящим Уставом.
15. Глава местного самоуправления вправе делегировать должностным лицам и органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям и их руководителям часть своих полномочий и реализацию своих прав.
Статья 30. Досрочное прекращение полномочий главы местного самоуправления
Полномочия главы местного самоуправления прекращаются:
1. На основании личного заявления о сложении полномочий.
2. При утрате гражданства Российской Федерации.
3. При вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении главы местного самоуправления или признании его недееспособным в установленном законодательством порядке.
4. По результатам референдума населения муниципального образования о выражении недоверия главе местного самоуправления.
5. В иных случаях, предусмотренных федеральными и областными законами.
Глава IX. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДА И РАЙОНА
Статья 31. Представительный орган местного самоуправления в системе местного самоуправления города и района
1. Представительным органом местного самоуправления города и района, действующим постоянно, является территориальный Совет депутатов.
2. Территориальный Совет состоит из 21 депутата, избранных населением города и района в соответствии с федеральными и областными законами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года, и главы местного самоуправления.
Для организационно-технического обеспечения своей работы территориальный Совет имеет свой аппарат.
3. Депутаты территориального Совета депутатов выполняют свои полномочия как на постоянной (штатной) основе, так и не порывая со своей основной деятельностью.
4. Территориальный Совет депутатов в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, Уставом области и настоящим Уставом.
5. Порядок и формы деятельности территориального Совета определяются его Регламентом, который утверждается на сессии Совета.
6. Территориальный Совет депутатов является юридическим лицом.
Статья 32. Полномочия представительного органа местного самоуправления
В ведении территориального Совета депутатов находятся:
1. Принятие и изменение Устава города и района, осуществление контроля за его исполнением.
2. Вхождение с законодательной инициативой в Белгородскую областную Думу.
3. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения города и района.
4. Утверждение схемы управления города и района.
5. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
6. Принятие планов и программ развития города и района, утверждение отчета об их исполнении.
7. Установление местных налогов и сборов.
8. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
9. Контроль за деятельностью администрации города и района и должностных лиц администрации.
10. Утверждение символики города и района.
11. Принятие решений о проведении местных референдумов и назначении выборов главы местного самоуправления и депутатов территориального Совета.
12. Утверждение реестра муниципальных должностей в соответствии с федеральными и областными законами.
13. Установление перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия территориального Совета депутатов.
14. Установление квот на разработку находящихся в ведении района месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
15. Установление в соответствии с законодательством льгот, преимуществ и налогов, а также порядка предоставления и изъятия земельных участков.
16. Объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или иную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и использования.
17. Утверждение правил предоставления муниципального жилья.
18. Установление порядка признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания и порядка перевода жилых помещений муниципального фонда в нежилые.
19. Установление порядка использования нежилых помещений и распоряжение ими.
20. Принятие правовых актов по обеспечению населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории города и района.
21. Учреждение собственных средств массовой информации.
22. Предъявление в суд требований о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права и интересы местного самоуправления.
23. Решение иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению представительных органов местного самоуправления.
Статья 33. Досрочное прекращение полномочий территориального Совета депутатов
Полномочия территориального Совета депутатов прекращаются досрочно:
1) в случае самороспуска;
2) по результатам рассмотрения Белгородской областной Думой вопроса о прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления по заключению областного суда о признании несоответствия деятельности представительного органа местного самоуправления Конституции РФ, Уставу Белгородской области, федеральным законам, законам области, настоящему Уставу;
3) по результатам референдума населения муниципального образования о выражении недоверия представительному органу местного самоуправления;
4) в иных случаях, предусмотренных федеральным и областным законами.
Статья 34. Депутат территориального Совета
1. Деятельность депутата территориального Совета депутатов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами и настоящим Уставом.
2. Депутату территориального Совета гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защита прав, чести и достоинства.
3. Депутат территориального Совета представляет своих избирателей, отчитывается перед ними не реже 1 раза в год (по Регламенту), периодически информирует их о работе Совета, а также проводит прием избирателей по месту жительства.
Статья 35. Сессия территориального Совета
1. Высшей формой работы территориального Совета депутатов является сессия, которая созывается главой местного самоуправления не реже 1 раза в квартал. В рамках одной сессии могут проводиться как одно, так и несколько заседаний.
На сессии рассматриваются вопросы, отнесенные к ведению Совета. Сессия территориального Совета правомочна при участии в ней не менее 2/3 от установленного числа депутатов.
В случае необходимости в соответствии с Регламентом Совета может созываться внеочередная или чрезвычайная сессия. Внеочередная или чрезвычайная сессия созывается по инициативе:
1) главы местного самоуправления;
2) секретаря территориального Совета;
3) одной или нескольких постоянных комиссий;
4) группы депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов территориального Совета (7 человек).
2. Территориальный Совет собирается на первую сессию не позднее 2-х недель после избрания. Первую сессию территориального Совета открывает председатель территориальной избирательной комиссии.
3. Территориальный Совет депутатов принимает в пределах своих полномочий решения.
Решение территориального Совета депутатов о принятии Устава города Старый Оскол и Старооскольского района, внесений в него изменений и дополнений, о преодолении вето главы местного самоуправления, отзыве секретаря Совета и о самороспуске считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Остальные решения принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
4. Решения территориального Совета депутатов, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города и района предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами и населением, органами местного самоуправления.
Статья 36. Секретарь территориального Совета депутатов города и района
1. Секретарь территориального Совета депутатов города и района избирается из числа депутатов Совета тайным голосованием на срок полномочий Совета - четыре года и исполняет свои обязанности на постоянной оплачиваемой основе или не порывая со своей основной деятельностью.
2. Кандидатуру на должность секретаря Совета предлагает глава местного самоуправления и депутаты Совета.
(в ред. решения территориального Совета депутатов г. Старый
Оскол и Старооскольского района от 26.06.2003 № 155)
3. Секретарь Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов.
4. Полномочия секретаря Совета:
- ведает вопросами внутреннего распорядка Совета, организует работу территориального Совета депутатов, осуществляет общее руководство деятельностью его аппарата;
(в ред. решения территориального Совета депутатов г. Старый
Оскол и Старооскольского района от 26.06.2003 № 155)
- координирует деятельность постоянных и иных комиссий Совета;
- обеспечивает своевременное предоставление депутатам Совета всех необходимых документов;
- является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным в бюджете на подготовку и проведение сессии, работу постоянных и иных комиссий, расходов территориального Совета при осуществлении принятия правовых актов, по обеспечению населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
(в ред. решения территориального Совета депутатов г. Старый
Оскол и Старооскольского района от 26.06.2003 № 155)
- подписывает распоряжение о проведении сессии Совета; ведет заседание Совета в отсутствие главы местного самоуправления, выполняет иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей, установленных Регламентом совета;
- организует в Совете прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений, жалоб;
- осуществляет другие функции, предусмотренные настоящим Уставом.
5. Секретарь Совета подотчетен Совету и может быть отозван им путем тайного голосования на сессии. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Секретарь Совета вправе сложить свои полномочия добровольно на основании поданного заявления. Заявление рассматривается на сессии. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. В случае непринятия Советом отставки секретаря он вправе сложить свои полномочия по истечении 2-х месяцев со дня подачи заявления.
Глава X. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА И РАЙОНА
Статья 37. Исполнительный орган местного самоуправления в системе местного самоуправления города и района
1. Исполнительным органом местного самоуправления является администрация города и района. Ее формирует глава местного самоуправления в целях эффективного осуществления на территории города и района исполнительных и распорядительных функций местного самоуправления.
2. Все структурные подразделения администрации города и района находятся в подчинении главы местного самоуправления, подотчетны и ответственны перед ним.
3. Численность администрации города и района определяется главой местного самоуправления в пределах финансирования и утверждается территориальным Советом.
4. С момента вступления в должность вновь избранного главы местного самоуправления формируется новый состав администрации города и района.
5. Администрация города и района является юридическим лицом.
Статья 38. Полномочия исполнительного органа местного самоуправления
Администрация города:
1) осуществляет подготовку правовых актов главы местного самоуправления;
2) разрабатывает программы и планы социально-экономического развития города и района и организует их выполнение;
3) разрабатывает городской и районный бюджет и обеспечивает его исполнение;
4) обеспечивает проведение в городе и районе единой финансовой и налоговой политики;
5) организует разработку и осуществление Генерального плана, проектов планировки и застройки, планов землеустройства на территории города и района;
6) выступает заказчиком на строительство муниципальных объектов социальной и производственной инфраструктуры на территории города и района;
7) осуществляет контроль за состоянием окружающей среды на территории города и района;
8) управляет муниципальной собственностью;
9) управляет муниципальным жилищным фондом, коммунально-бытовым хозяйством, службами благоустройства города и района;
10) осуществляет координацию деятельности предприятий транспорта и связи;
11) контролирует соблюдение правил торговли и бытового обслуживания населения;
12) организует работу муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
13) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, их занятости, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью на территории района;
14) осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
Статья 39. Структура администрации города и района
1. В администрацию города и района входят комитеты, управления, отделы, другие структурные подразделения, образуемые для реализации ее полномочий.
2. Деятельность структурных подразделений администрации города и района осуществляется в соответствии с Положениями о них, утверждаемыми главой местного самоуправления.
Статья 40. Заместители главы администрации города и района
1. Глава местного самоуправления, как глава администрации города и района, имеет заместителей по направлениям деятельности администрации в рамках ее полномочий, определенных настоящим Уставом.
2. Заместители главы администрации города и района осуществляют функции в соответствии с распределением обязанностей в администрации города и района, выполняют поручения главы местного самоуправления.
Статья 41. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления
1. Заместители главы администрации города и района назначаются на должность и освобождаются от должности главой местного самоуправления по согласованию с территориальным Советом депутатов в соответствии с порядком, утвержденным территориальным Советом.
2. Все другие должностные лица администрации города и района назначаются на должность и освобождаются от должности главой местного самоуправления самостоятельно.
Глава XI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДА И РАЙОНА, ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА И РАЙОНА
Статья 42. Взаимодействие администрации города и района и территориального Совета депутатов
1. Глава местного самоуправления подотчетен населению, непосредственно территориальному Совету депутатов в пределах своих полномочий.
2. Глава местного самоуправления ежегодно представляет территориальному Совету депутатов отчет о своей деятельности и деятельности администрации.
3. Администрация города и района подготавливает и представляет на рассмотрение и подписание главе местного самоуправления правовые акты в пределах своих полномочий.
4. Глава местного самоуправления подписывает и обнародует правовые акты, принятые территориальным Советом.
5. В случае несогласия с решением территориального Совета депутатов глава местного самоуправления налагает вето. Решение, на которое наложено вето, повторно может быть рассмотрено на следующем заседании территориального Совета депутатов, но не ранее недели и не позднее 1 месяца. Вето может быть преодолено 2/3 голосов депутатов территориального Совета депутатов. Если вето не преодолено, решение считается непринятым.
Статья 43. Правовые акты органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления города и района и должностные лица местного самоуправления города и района по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Правовые акты принимаются в соответствии и на основании федеральных и областных законов и в пределах полномочий данного органа.
Глава XII. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СЕЛЬСКИХ ОКРУГАХ
Статья 44. Территории административного управления
1. Территориями административного управления в районе являются сельские округа.
2. Административное управление в сельских округах осуществляется до реализации населением данных территорий права на осуществление местного самоуправления в соответствии и на основании федеральных и областных законов.
Статья 45. Орган административного управления
1. Административное управление в сельских округах осуществляется через их местные администрации.
2. Администрации сельских округов являются структурными подразделениями администрации города и района.
3. Численность сотрудников администраций сельских округов определяется главой местного самоуправления самостоятельно.
Статья 46. Глава администрации сельского округа
1. Глава администрации сельского округа назначается главой местного самоуправления с учетом мнения Земского собрания.
2. Глава администрации сельского округа подотчетен в рамках своих полномочий главе местного самоуправления.
3. Глава администрации сельского округа освобождается от должности главой местного самоуправления в случаях, установленных федеральными и областными законами.
Статья 47. Полномочия администраций сельских округов
1. К полномочиям администраций сельских округов относятся полномочия, переданные исполнительным органом местного самоуправления города и района администрациям сельских округов вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами.
2. Администрации сельских округов могут осуществлять иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
Статья 48. Взаимодействие администраций сельских округов с органами территориального общественного самоуправления
1. Администрации сельских округов взаимодействуют с органами территориального общественного самоуправления - Земскими собраниями в рамках их полномочий, на основании и в соответствии с настоящим Уставом и Положением о Земском собрании.
Глава XIII. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА И РАЙОНА
Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления
1. Экономическую основу местного самоуправления города и района составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с федеральными и областными законами иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения.
Статья 50. Муниципальная собственность
1. В составе муниципальной собственности города и района находятся:
1.1. Средства местного бюджета.
1.2. Муниципальные внебюджетные фонды.
1.3. Имущество органов местного самоуправления.
1.4. Муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.
1.5. Муниципальные предприятия и организации, находящиеся в муниципальной собственности.
1.6. Муниципальные банки и другие финансово - кредитные организации.
1.7. Муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
1.8. Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, а в случаях, предусмотренных законами области и настоящим Уставом, население непосредственно.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с законами вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом,находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Статья 51. Муниципальное имущество
1. В состав муниципального имущества входят движимое и недвижимое имущество, необходимое для решения вопросов местного управления и являющееся собственностью города и района.
2. Органы местного самоуправления могут приобретать в муниципальную собственность движимое и недвижимое имущество за счет:
- передачи им в установленном законодательством порядке объектов государственной собственности;
- покупки имущества за счет средств местного бюджета и внебюджетных средств города и района;
- средств, полученных в результате страхования муниципального имущества;
- передачи имущества городу и району в дар от физических и юридических лиц;
- других, не запрещенных законодательством способов.
3. Собственником муниципального имущества является население города и района, которое осуществляет свои права через органы местного самоуправления.
4. Недвижимое муниципальное имущество подлежит государственной регистрации в установленном законодательством порядке. Исполнительный орган местного самоуправления ведет учет муниципального имущества в реестре муниципальной собственности.
5. Доходы, получаемые при применении форм использования муниципального имущества, исчисляются в доходную часть бюджета. Они могут иметь и целевое назначение, устанавливаемое актом органов местного самоуправления.
Статья 52. Право муниципальной собственности на землю
1. Право муниципальной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
В муниципальной собственности могут находиться земли в пределах территории города и района, за исключением переданных в частную собственность, а также участки, переданные в муниципальную собственность органами государственной власти области.
2. Нормативные акты органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений, изданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, действуют на всей территории муниципального образования и обязательны для всех владельцев земельных участков независимо от форм собственности.
Статья 53. Местные финансы
1. Местные финансы включают средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, дотаций и субвенций, выделяемых из федерального и (или) областного бюджетов, и другие финансовые средства.
2. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах:
- автономии местных финансов;
- государственной финансовой поддержки;
- гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
3. Право собственника в отношении местных финансов осуществляют от имени города и района органы местного самоуправления.
4. Местные финансы защищаются государством.
5. Органы местного самоуправления вправе координировать и объединять на добровольной основе средства юридических и физических лиц для финансирования программ развития города и района.
Статья 54. Местный бюджет
1. Город Старый Оскол и Старооскольский район имеют местный бюджет и право на получение средств в порядке бюджетного регулирования за счет бюджета области.
Отношения между городом и районом и областью Российской Федерации на получение средств в порядке бюджетного регулирования и обеспечение сбалансированности бюджета города и района строятся на договорной основе.
2. Органы местного самоуправления города и района самостоятельно:
- разрабатывают, утверждают и исполняют бюджет;
- определяют направление исполнения местных финансов.
3. Доходы местного бюджета состоят из:
- местных налогов и сборов, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- других собственных доходов;
- доли федеральных и областных налогов, распределенных между бюджетами разных уровней и закрепленных за муниципальными образованиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- дотаций и субвенций, порядок предоставления которых устанавливается нормативно-правовыми актами органов государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Расходы бюджета района осуществляются, исходя из объема доходов, а также дотаций и субвенций.
Органы местного самоуправления самостоятельно:
- определяют направление использования средств местных бюджетов;
- устанавливают, исходя из имеющихся средств, нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта, органов охраны правопорядка, охраны природы и других объектов;
- устанавливают льготы и пособия для отдельных категорий населения, нуждающихся в социальной защите;
- образуют резервный и целевые фонды.
Статья 55. Внебюджетные фонды
Территориальный Совет депутатов вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных федеральными и областными законами.
Статья 56. Валютные фонды
Территориальный Совет депутатов вправе принимать решение о формировании валютного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Муниципальный валютный фонд формируется за счет:
- валютных доходов от внешнеэкономической деятельности органов местного самоуправления;
- добровольных валютных взносов физических и юридических лиц;
- отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также других предприятий и иных форм собственности, расположенных на территории района. Нормативы отчислений в валютные фонды устанавливаются федеральными законами.
Статья 57. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе участвовать во внешнеэкономической деятельности.
Статья 58. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия, порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе, в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 59. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами, строятся на договорной основе.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе координировать участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии региона.
Глава XIV. ПРИНЯТИЕ УСТАВА ГОРОДА И РАЙОНА,
ПОПРАВКИ К УСТАВУ И ПЕРЕСМОТР УСТАВА
Статья 60. Устав принимается территориальным Советом депутатов на сессии квалифицированным большинством в две трети от общего числа депутатов.
Статья 61. Нормативно-правовые акты местного самоуправления, действовавшие на территории города и района до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу города и района.
Статья 62. Предложения о поправках и пересмотре Устава города и района могут вносить глава местного самоуправления города и района, группа депутатов в количестве не менее 1/3 состава территориального Совета, постоянная депутатская комиссия, Земское собрание, городской и районный суд, прокуратура города и района, а также в порядке реализации права народной правотворческой инициативы население города и района.
Статья 63. Поправки и предложения к Уставу города и района считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов территориального Совета.
Статья 64. Принятый в установленном порядке Устав подлежит регистрации в соответствии с законом области и вступает в силу после его государственной регистрации и опубликования.
Глава местного самоуправления
города и района
Н.ШЕВЧЕНКО
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|