Законодательство
Белгородской области

Алексеевский район
Белгородская область
Белгородский городской округ
Белгородский район
Борисовский район
Валуйский район
Вейделевский район
Волоконовский район
Грайворонский район
Губкинский городской округ
Ивнянский район
Корочанский район
Красненский район
Красногвардейский район
Краснояружский район
Новооскольский район
Прохоровский район
Ровеньской район
Старооскольский городской округ
Чернянский район
Шебекинский район
Яковлевский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление главы администрации Белгородской обл. от 22.04.1996 № 248
"О первоочередных мерах по энергосбережению в области"
(вместе с "Основными положениями Программы энергосбережения в Белгородской области")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 1996 г. № 248

О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
В ОБЛАСТИ

В соответствии с Законом Российской Федерации от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ "Об энергосбережении", в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создания необходимых условий перевода экономики области на энергосберегающий путь развития постановляю:

1. Считать решение вопросов энергосбережения одной из первоочередных задач органов местного самоуправления области, промышленных предприятий, служб архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, научно-исследовательских, строительных и проектных организаций, направленных на существенное снижение расходов энергоресурсов в производстве и коммунально - бытовой сфере путем внедрения в практику энергосберегающих проектов и технологий, эффективного оборудования, приборов регулирования расхода и учета энергоресурсов.

2. Утвердить Основные положения Программы энергосбережения в Белгородской области (прилагаются).

3. Комитетам и управлениям администрации области, главам городов и районов области организовать постоянную работу с предприятиями топливно-энергетического комплекса, предприятиями и организациями промышленности и сельского хозяйства, научно-исследовательскими и проектными организациями по изысканию резервов ресурсо- и энергосбережения, привлечению местных и различного рода внебюджетных источников для финансирования энергосберегающих мероприятий в отраслях хозяйства области.

4. Комитету экономического развития области (Калинин Н.Ф.):
- в месячный срок подготовить проект закона Белгородской области об энергосбережении и представить на рассмотрение администрации области и областной Думы;
- совместно с комитетами и управлениями администрации области при участии предприятий и организаций всех отраслей хозяйства области разработать и в срок до 01.09.1996 представить на утверждение главы администрации области Программу энергосбережения в Белгородской области до 1998 года и предложения по созданию координационного Центра энергосбережения и регионального внебюджетного фонда энергосбережения Белгородской области.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на комитет экономического развития области администрации области.
О выполнении постановления информировать к 01.09.1996.

Глава администрации области
Е.САВЧЕНКО





Утверждены
постановлением
главы администрации области
от 22.04.1996 № 248

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение

В повышении эффективности общественного производства в условиях проведения экономических реформ и развития рыночных отношений одно из важнейших направлений принадлежит ресурсо- и энергосбережению во всех отраслях экономики Белгородской области, особенно в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Актуальность проблемы обусловлена падением объемов производства на фоне некоторого роста энергопотребления, что в свою очередь привело к существенному повышению энергоемкости по Белгородской области, что видно из приведенной ниже таблицы:

   ------------------------------T--------------T-------------------¬

¦ ¦ Единица ¦ Период ¦
¦ ¦ измерения +---------T---------+
¦ ¦ ¦ 1994 год¦ 1995 год¦
+-----------------------------+--------------+---------+---------+
¦Потребление электроэнергии ¦ млрд. квт/ч ¦ 9982,0 ¦ 10254,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Внутренний валовой продукт ¦ млрд. руб. ¦ 3892,4 ¦ 3861,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Расход электроэнергии на ¦ ¦ ¦ ¦
¦1 руб. валового внутреннего ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукта ¦ квт. ч/руб. ¦ 2,56 ¦ 2,56 ¦
L-----------------------------+--------------+---------+----------


Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, в которой оказались ряд предприятий в том числе и из-за неэффективного использования энергоресурсов, производственных фондов, оборудования, уровень решения вопросов ресурсо- и энергосбережения остается на неизменно низком уровне.
В настоящее время жилищно-коммунально-бытовой сектор области потребляет не менее 25 - 27% всего объема энергоресурсов. В том числе из 3400 Гкал/час вырабатываемой теплоэнергии около 1800 Гкал/час (более 50%) потребляется на жилищно-коммунальные нужды. Столь значительное энергопотребление обусловлено не только несовершенством правовых, денежно-экономических и ценовых механизмов, но и неоправданными потерями, возникающими из-за низкого уровня теплоизоляции зданий, нерациональных вариантов их размещения в составе поселений и архитектурно-планировочных решений, некачественной теплоизоляции, отсутствия приборов учета и автономного регулирования.
В областном центре при достаточном объеме выработки тепловой энергии не обеспечивается нормальный тепловой режим в жилых домах при температурах - 11 С, одновременно приходят в непригодность системы отопления и горячего водоснабжения, тепловые сети и оборудование теплоисточников, имеют место ощутимые потери тепла при транспортировке. Вместо единовременных затрат по приведению в порядок системы теплоснабжения областного центра предпочтение отдается "латанию дыр", что требует несоизмеримо больших капвложений ежегодно. При этом, как показали исследования, проведенные муниципальным предприятием "Гортеплосети", ни здания, ни сети г. Белгорода тепла не держат.
Ресурсо- и энергосбережение - важнейшая хозяйственная проблема, для решения которой необходимо разрабатывать законодательные и нормативные документы, долгосрочные программы и мероприятия, включающие проведение научно-исследовательских работ, строительство экспериментальных объектов, привлечение к решению задач различных частных и государственных организаций и фирм, а также определенные экономические стимулы, информационную и пропагандистскую работу, проведение энергетических экспертиз и диагностики.
Представленные Основные положения Программы энергосбережения в Белгородской области выполнены с использованием вышеперечисленных принципов и накопленного опыта.

Цель Программы энергосбережения

Целью Программы является разработка энергосберегающих мероприятий и условий, стимулирующих их реализацию, на основе экономической заинтересованности потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов. Для достижения данной цели необходимо:
- создание правовых основ энергосбережения;
- создание экономического механизма энергосбережения;
- финансовое обеспечение энергосберегающих мероприятий;
- информационное обеспечение энергосбережения;
- создание структур, осуществляющих контроль и стимулирование политики энергосбережения;
- создание условий для внедрения средств учета и контроля за распределением энергоресурсов;
- разработка и реализация проектов малой (альтернативной) энергетики;
- разработка энергосберегающих технологий в сфере производственных отраслей и жилищно-коммунальном секторе и их реализация;
- создание условий для привлечения иностранных инвестиций и технологий для осуществления энергосберегающих мероприятий.

1. Нормативно-правовая база энергосбережения

Для проведения активной энергосберегающей политики необходимо совершенствование законодательства и разработка достаточно полной системы нормативных актов, которые формируются за счет нижеуказанных документов и регулируют взаимоотношения поставщиков и потребителей энергоресурсов между собой:
- Закон Российской Федерации № 28-ФЗ от 3 апреля 1996 года "Об энергосбережении";
- Постановление Правительства РФ от 2 ноября 1996 года № 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению";
- постановление главы администрации Белгородской области от 17.07.1995 № 452 "Об утверждении заданий на установку приборов учета энергоресурсов и воды";
- распоряжение главы администрации Белгородской области от 11 октября 1994 года № 867-р "О применении приборов поквартирного учета энергоресурсов и питьевой воды".
Необходимо разработать и принять:
закон Белгородской области об энергосбережении;
постановления главы администрации Белгородской области:
- "О первоочередных мерах по энергосбережению в Белгородской области";
- "Об обязательном энергетическом обследовании потребителей энергоресурсов на территории области";
- "Об обязательной государственной экспертизе эффективности объектов строительства на стадии проектирования и ввода в эксплуатацию".

2. Экономический механизм энергосбережения

Опыт показывает, что рост цен на энергоресурсы вызывает необходимость интенсификации энергосбережения, и в то же время этого недостаточно. Необходимы дополнительные и чисто нормативные меры с тем, чтобы энергосбережение пришло на смену энергорасточительству.
Экономический механизм энергосбережения предопределяет:
- создание экономических стимулов и нормативных мер. Экономические стимулы включают в себя: льготное кредитование и предоставление налоговых льгот на осуществление энергосберегающих мероприятий, производство и использование энергосберегающего оборудования и материалов, в том числе малой (нетрадиционной) энергетики, разработку энергосберегающих технологий и проектов, научно-исследовательские разработки;
- формирование областного внебюджетного фонда энергосбережения и целевых средств предприятий;
- создание фонда содействия малой (нетрадиционной) энергетики.
К нормативным мерам относятся:
- пересмотр существующих норм расходования энергоресурсов и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии в части ужесточения требований к энергосбережению;
- установление стандартов энергопотребления или энергопотерь (в том числе по удельному расходу топлива и энергии на единицу продукции), а также санкций за их нарушение. В числе санкций - более высокая плата за непроизводительный расход энергоресурсов;
- обязательная сертификация энергопотребляющих изделий массового использования на соответствие нормативным показателям энергосбережения с указанием среднегодового потребления энергии;
- разработка энергетических паспортов существующих объектов жилья, соцкультбыта, предприятий.

3. Финансовое обеспечение энергосберегающих мероприятий

Финансовое обеспечение энергосберегающих мероприятий должно осуществляться за счет:
- собственных средств предприятий и организаций;
- средств областного и федерального внебюджетного фондов энергосбережения;
- кредитов и займов (государственных, частных, международных организаций);
- прямых инвестиций государственных, акционерных и частных структур;
- государственных капитальных вложений.

4. Информационное обеспечение энергосбережения

Информационное обеспечение энергосбережения включает его массовую популяризацию среди населения и обучение персонала, создание доступных банков данных энергосберегающих мероприятий, технологий и оборудования, нормативно-технической документации, проведение конференций и семинаров по обмену опытом, пропаганду энергосбережения в средствах массовой информации и т.д.

5. Создание структур, осуществляющих управление, контроль
и стимулирование политики энергосбережения

Для управления, контроля и стимулирования осуществления политики энергосбережения на территории Белгородской области необходимо создание регионального координационного Центра энергосбережения.
К числу основных задач Центра относятся:
- проведение государственной политики энергосбережения;
- осуществление экспертизы энергопотребителей для определения резервов экономии энергоресурсов;
- участие в разработках норм расходования и нормативов потребления энергоресурсов;
- участие в разработке нормативов штрафов и выплат за нерациональное и расточительное использование топлива и энергии;
- подготовка предложений в региональную энергетическую комиссию о предоставлении льгот по оплате за энергоресурсы предприятиям и организациям на период выполнения энергосберегающих мероприятий;
- участие в проведении надзора за рациональным использованием энергоресурсов;
- разработка программ энергосбережения.
Для решения поставленных задач Центр должен наделяться следующими правами:
- обязательного энергетического аудирования;
- контроль за соблюдением энергоснабжающими организациями норм качества энерго- и топливообеспечения и норм расходования топливно-энергетических ресурсов потребителями;
- контроля за состоянием учета производства, распределения и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- взимания штрафов за расточительное расходование топливно-энергетических ресурсов.
Источниками финансирования деятельности Центра являются:
- бюджет области (на 1-ом этапе работы);
- плата за оказание аудиторских услуг (экспертное энергетическое обследование потребителей);
- плата по хоздоговорным работам по строительству и реконструкции системы энергопотребления заказчиков;
- доходы от рекламной и маркетинговой деятельности в области энергосбережения.

6. Создание условий для внедрения средств учета
и контроля за распределением энергоресурсов

Реализация механизма энергосбережения требует обязательного применения приборов учета в практике коммерческих расчетов между поставщиками и потребителями энергии, а также создания системы контроля за распределением энергоресурсов. Установка приборов учета должна сопровождаться в обязательном порядке установкой приборов регулирования, в том числе в жилищно-коммунальном секторе и бюджетной сфере.
Условия, стимулирующие процесс внедрения приборов учета и регулирования энергоресурсов:
- приведение цен и тарифов на топливо и энергию в соответствие с их реальной стоимостью для всех групп потребителей;
- перераспределение сэкономленных бюджетных средств (дотаций) между поставщиками и потребителями энергоресурсов в жилищно-коммунальном секторе;
- создание системы дифференцированных скидок за экономное расходование энергоресурсов по сравнению с утвержденными нормами как в промышленности, так и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

7. Разработка и реализация проектов малой
(альтернативной) энергетики

Развитие собственных источников электроэнергии в Белгородской области, имеющей громадный промышленный потенциал, должно иметь первостепенное значение. Значительный практический интерес представляет технология, основанная на использовании энергии транспортируемого по трубам природного газа, которая в настоящее время безвозвратно теряется при дросселировании на многочисленных газораспределительных станциях. Если процесс понижения давления вести в детандер-генераторном агрегате, то вырабатывается электроэнергия, эквивалентная энергии изначального сжатия газа. Учитывая интенсивность газоснабжения Белгородской области, эта технология имеет хорошие перспективы. Проработка возможности вариантов внедрения детандер-генераторов в Белгородской области проведена администрацией области совместно с АО "Криокор" (материалы имеются).
По этой же технологии можно получить электроэнергию, используя перепад давления пара в технологических процессах производств сахарных заводов. Получение дополнительных генерирующих мощностей возможно за счет внедрения парогазовых установок (ПГУ) на отопительных котельных г.г. Белгород, Губкин и Новый Оскол (предварительная проработка вопроса проведена АО "Белгородэнерго" совместно с АО "ВНИПИэнергопром"), а также строительства малых ГЭС при плотинах Белгородского и Старооскольского гидроузлов, предварительная проработка проведена Белгородским областным комитетом водного хозяйства совместно с АО "ВНИПИэнергопром".
Необходимо проработать вопросы: рационального использования биогаза, образующегося на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО) и на очистных сооружениях канализации, в том числе для получения тепловой и электрической энергии (разработка АО "УкркоммунНИИпрогресс");
- применения солнечной энергии для горячего водоснабжения фермерских хозяйств и жилых домов в районах массовой индивидуальной застройки в теплый период года;
- использования энергии ветра для электроснабжения фермерских хозяйств.

8. Разработка энергосберегающих технологий в сфере
строительного комплекса и жилищно-коммунальном секторе

Огромные резервы энергосбережения имеют место в отрасли гражданского и промышленного строительства. Особенно актуальна эта проблема при дальнейшей эксплуатации объекта в течение его срока службы.
Главными факторами, приводящими к повышенным удельным расходам энергоресурсов при строительстве и эксплуатации объектов строительного комплекса в Белгородской области, являются:
- отсутствие законодательно-правовых актов, регулирующих ответственность и экономическую заинтересованность за осуществление мер по энергосбережению при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов; несовершенство нормативно-технической базы проектирования объектов строительного комплекса;
- нарушение принципа комплектности решения вопросов энергосбережения на всех уровнях проектирования, начиная от градостроительных и до инженерных задач;
- использование в проектах зданий ограждающих конструкций с низким уровнем теплозащиты из-за несовершенной базы и острого постоянного дефицита в эффективных теплоизоляционных материалах;
- сложившаяся ориентация промышленности стройиндустрии на преимущественный выпуск энергоемких стеновых материалов и конструкций (керамзитобетон, железобетон, кирпич);
- несовершенство систем тепло- и электроснабжения, инженерного оборудования зданий, недостаточная утилизация тепловых выбросов, слабое использование нетрадиционных источников энергии;
- отсутствие систем регулирования и приборов контроля потребления тепловой энергии зданий и сооружений, несовершенство тарифов за использование тепловой энергии.
Ликвидация только вышеуказанных негативных факторов позволит повысить энергоэффективность массовых затрат более чем на 40 процентов.
Резервы экономии топливно-энергетических ресурсов в системах теплоснабжения населенных пунктов имеются на всех уровнях - от производства тепла до его конечного использования. В настоящее время фактические потери тепла превышают нормативные на 35-50%, на промпредприятиях - около 50%. Меры по повышению эффективности теплоснабжения включают: внедрение нового высокоэкономичного и высокопроизводительного оборудования (экономичного топлива до 10%), сокращение количества мелких неэкономичных котельных, работающих преимущественно на твердом органическом топливе, повышение теплозащитных качеств теплопроводов, применение автоматизированного оборудования для контроля и регулирования подачи тепла, сокращение протяженности тепловых сетей от источника до потребителя за счет рационального градостроительного размещения, предупреждение отключений в трубопроводах, снижение местных потерь в сетях и системах отопления, применение локальных источников теплоснабжения.
Резервы экономии топливно-энергетических ресурсов имеют место и в электроснабжении населенных пунктов. Так, при увеличении напряжения в распределительной сети с 6 кВ до 10 кВ снижаются потери в 1,7 раза. В питающих сетях значительный резерв экономии содержится в случае исключения промежуточного напряжения 35 кВ и перехода в распределительной сети на напряжение 20 кВ, особенно в районах плотной многоэтажной застройки.
Предусмотренный программой газификации области рост объемов потребления газа на коммунально-бытовые нужды ставит задачу максимально эффективного его использования. Одним из резервов экономии является повышение давления в распределительной сети газоснабжения до среднего, использование нетрадиционных материалов для сетей и сооружений и т.д.
Резерв в экономии энергоресурсов можно использовать за счет совершенствования систем водоснабжения населенных мест, подкачки воды на объекты без завышения напоров, с автоматическим переводом работы насосов на фактические рабочие характеристики с помощью изменения числа оборотов рабочего колеса, установки высокоплотной быстрорегулируемой водоразборной арматуры, использования современных регуляторов давления и расхода, установки локальных осадительных фильтров, ликвидации утечек и потерь воды в магистральных и распределительных сетях, технологических установках и бытовых приборах, применения лучших конструкционных материалов для сетей и оборудования, включая медные трубы для теплообменников и трубопроводов систем горячего водоснабжения, создания полного контроля и учета за подачей, распределением и потреблением воды.
Однако наибольший потенциал энергосбережения (до 40%) сосредоточен в отоплении, горячем водоснабжении, освещении жилых и общественных зданий. Непроизводительный расход тепла в системах отопления из-за отсутствия средств регулирования составляет 15 - 20%; суточный расход бытовой горячей воды (в среднем по городам области 105 л/чел) почти в 2 раза превышает средние Европейские нормы, отечественные лампы накаливания потребляют в 4 - 5 раз больше электроэнергии, чем газообразные, срок их службы в 3 - 4 раза меньше осветительных приборов производства развитых стран, допускается неоправданный перерасход газа в бытовых приборах, особенно в холодное время года.
Отсутствие финансовой мотивации к экономии потребляемых энергоресурсов и воды вырабатывает устойчивый стереотип энергорасточительства у всех групп населения.

9. Разработка энергосберегающих мероприятий
в сфере производственных отраслей

Установление стандартов энергопотребления или теплопотерь (в том числе по удельному расходу энергоресурсов на единицу продукции) создание системы стимулов и условий для энергосбережения, а также санкций за нерациональное использование энергоресурсов неминуемо приведет к внедрению энергосберегающих мероприятий в сфере производственных отраслей.
Основными направлениями в достижении экономии энергоресурсов следует считать:
- внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий;
- изменение структуры производственного оборудования;
- организационные мероприятия;
- использование вторичных ресурсов.
Каждое направление может включать в себя мероприятия, обеспечивающие внедрение в практику хозяйствования достижений научно-технического прогресса, совершенствование структуры энергопотребления, снижение энергостоимости технологического оборудования за счет внедрения экономичной новой техники взамен морально и физически устаревшей.

10. Создание условий для привлечения иностранных
инвестиций и технологий для осуществления
энергосберегающих мероприятий

Привлечение иностранных инвестиций, технологий, оборудования и материалов является мощным толчком к практической реализации аспектов программы энергосбережения. Особенно следует учесть накопленный развитыми странами долголетний опыт экономии энергоресурсов.
Одним из способов привлечения иностранных инвестиций является создание совместных предприятий, осуществляющих поставку комплектующих или производство материалов и оборудования для выполнения мероприятий программы энергосбережения, предоставляя им различные льготы, в том числе в налогообложении, льготные кредиты, производственные площади обанкротившихся предприятий.
Учитывая интересы ряда западных фирм в получении продукции предприятий горно-металлургического комплекса Белгородской области и медицинской промышленности, проработать механизм поставок в область энергосберегающих технологий и оборудования для всех отраслей хозяйства в счет оплаты за полученную продукцию, с дальнейшим перерасчетом в пределах области.

Начальник отдела экономического
регулирования и развития энергетики
управления развития производственных отраслей
Н.ПЕТРОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru